квартиры, Комплекс Golden Rainbow

121,648 USD

Информация

Россия

Болгария

Таиланд

Чехия

Германия

Испания

Австрия

Черногория

Стратегический план развития города Вологды

Жизнь состоит из символов. Символ передает поиск и реализацию своего способа участия в истории. Символы прошлого Вологды, символы ценностей наследия - это Кремль, Соборная горка, церкви, памятники. Прошло 500 лет. А символы нового? Они в чем? Где символы строительства или повышения уровня жизни города? В чем символы развития его экономики и культуры? Символ не может существовать сам по себе, вне стратегии и идеологии. Мы сами должны создавать эти символы. Жизнь человека, жизнь его города тяготится всеми видами депрессии (от психологической до экономической), будучи лишенной образа будущего и образа действий, предназначения и пути к нему. Без видения будущего, этого будущего нет. Развитие - это будущее, одухотворенное целью. Сначала надо очень сильно захотеть, затем поставить перед собой некую цель, после надо что-то сделать, пойти и сделать. Итак, первое - желание, второе - цель, третье - действие. Несмотря на то, что городские цели и в актуальности и в истории стратегирования не только могут, но и должны быть разными, дабы не класть все цели в одну корзину, эти разные "корзины целей" должны быть предназначены одному направлению, и это направление следует обозначить. Осознанная перспектива должна обретать новые знания, методы, подходы и материальную форму.

Уникальный совместный проект "Стратегический план развития города Вологды" - это новый социально-культурный проект города, проект, предпочитающий социальной защите социальное наступление, как в притче о рыбе и удочке: если дать голодному человеку кусок рыбы - он насытится сегодня; если же дать удочку - он будет сыт всегда.

Начиная разговор о рыбе и удочке, мы подступаем к вопросу что такое стратегия и зачем она нужна городу. Руководитель программ Центра стратегических разработок, известный российский философ и методолог Петр Георгиевич Щедровицкий, объясняя понятие "стратегия", приводит такой пример: "Вы знаете, кого в Греции называли стратегом? Так называли военачальника, который мог рассчитать схему дневных переходов войска до определенной цели. При этом путь должен быть рассчитан так, чтобы места, выбранные для ночных стоянок, были неуязвимы для противника, чтобы хватило провианта, и чтобы противник был застигнут врасплох. Стратег смотрел на пространство, на карты местности, представлял себе свое и неприятельское войско и хорошо умел считать. Ничего сверхсложного в этом нет, лишь прагматика. Потому что, если ошибешься хотя бы на одном переходе, цена ошибки может быть фатальной". Мы хотим выстроить общий образ будущего. Это задача хоть и сложная, но выполнимая. А дальше возникают вопросы: как туда прийти? Сколько нужно "дневных переходов", "провизии", как "не открывать противнику тылы" и так далее. И если город представить как некую совокупность человеческих ценностей, таких как дом, фонтан, посаженное дерево, налаженный бизнес, учеников, исцелившихся больных, родившихся детей, то создание всего этого требует времени, не два-три года, а пятнадцать- двадцать лет.

Стратегия - это нечто гораздо большее, чем просто идея или план. Стратегия - это не абстрактная вещь, это сильная деловая концепция плюс набор реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к формату устойчивого развития.

В течение года Рабочей группой по реализации проекта "Стратегический план развития города Вологды" под руководством Л.Г. Иогмана, начальника департамента экономики, заместителя Губернатора области велись исследования и создавалась стройная концепция того, как зачем и с помощью каких ресурсов может развиваться город. Материал готов. Но стратегия обретает смысл и осознанное движение только в том случае, если будущее города создают люди, которым предстоит жить в этом городе. Целостность тем сильнее и устойчивее, чем больше людей она охватывает, чем разнообразнее и прочнее связи, в форме которых происходит охват. Разработанный Стратегический план города Вологды не окончателен и будет подвергаться изменениям и дополнениям в зависимости от характера совместных обсуждений и дискуссий. Стратегия - это продукт гражданского общества, а не аппарата. Именно стратегия кроме слов несет непривычные для многих обременения по возложению на себя не только прав, но обязанностей по отношению к своему городу, предлагает немного другой формат взаимоотношений: "город-человек". Не спрашивай, что город сделает для тебя, подумай, что ты можешь сделать для города.

Такой факт (причем так строятся европейские города, так строится Москва и Санкт-Петербург со времен Петра Первого): ОАО "Волгодаоблкоммунэнерго" на свой юбилей взяло и подарило городу памятник. Некое очаровательное архитектурное решение. Прибавилось еще одно место, где влюбленные могут назначать свидания. К этому памятнику надо привыкать и воспитывать культуру бережного отношения. Это первый подарок городу от души, не из политических соображений, не для того, чтобы завоевать симпатии электората. Это символ нового города, новой социальной ответственности - это именно материальное воплощение этой социальной ответственности. Именно такие созидания служат как символ того, что город не умирает и не находится под саркофагом мифов и легенд, он живет, он развивается, он становится другим.

ВВЕДЕНИЕ

Главным условием функционирования любого экономического образования является непрерывное устойчивое развитие. Только его высокие темпы позволяют в условиях конкурентной борьбы стать успешным элементом системы. Для обеспечения высоких темпов развития необходимо четко представлять перспективы, иметь конкретную цель, на достижение которой должны быть направлены все имеющиеся ресурсы, и программу действий. Таким образом, экономическое развитие невозможно без программы действий, то есть без планирования. Поэтому очевидно, что стратегическое планирование является обязательным инструментом, обеспечивающим эффективное функционирование любого экономического образования.

Стратегия, как инструмент развития, описывает траекторию движения от настоящего к тому будущему, которое мы выбираем. Если не строить собственную стратегию, то придется, вынужденно, попадать под влияние чужой стратегии, в которой наши функции ограничены уже состоявшимся замыслом. И осваивать наши территории будут другие.

Именно поэтому появилась совместная инициатива Губернатора области, Главы города и Клуба делового общения о разработке стратегического плана развития города на долгосрочную перспективу. В июле 2003 года между Правительством Вологодской области в лице Губернатора В.Е.Позгалева, Администрации города Вологды в лице Главы города А.С.Якуничева и ООО "Клуб делового общения" в лице Председателя А.В.Железова был подписан протокол о намерениях по реализации проекта "Стратегический план развития города Вологды". На основании данного протокола была утверждена система управления проектом и приняты Положения о Попечительском Совете и Рабочей Группе. По поручению Губернатора Рабочую группу возглавил начальник департамента экономики, заместитель Губернатора области Л.Г. Иогман. В рамках Рабочей Группы с целью проведения стратегического анализа проекта была создана Группа планирования, которая и занималась непосредственно разработкой Стратегического плана.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

На первом этапе работы для более четкого представления о современной городской ситуации Группой планирования была изучена ретроспектива исторического прошлого города и проанализированы материалы социологических исследований.

На основе полученных результатов были составлены первые разделы Стратегического плана - Генезис города и архетип вологжанина или историческая составляющая создания, развития и обустройства прекрасного древнего русского города, среда которого формировалась веками из совокупности факторов борьбы за выгодное географическое, стратегическое и экономического значение. Невозможно видение какой-либо перспективы безотносительно к "строительным материалам" прошлого, поэтому работа проводилась с той целью, чтобы понять, почему сегодня мы имеем именно такой город, а не другой, какие люди здесь живут и насколько сплоченно и сопричастно общество способно двигаться в достижении поставленных целей.

На следующем этапе изучались Портрет жителя города и Портрет города глазами жителя. В этих разделах была приведена социально-культурная характеристика города и его населения, основным тезисом которой стало утверждение, что наш житель солидарен не только в признании уникального культурно-исторического наследия, но и в желании жить в более благоустроенном и благополучном пространстве; не воспримет революционных изменений, все изменения должны носить эволюционный характер; не смотря на существующие проблемы, не хочет уезжать из этого города и свое будущее связывает именно с Вологдой.

Затем был проведен анализ и прогнозирование внешних угроз - вызовов, которые вместе с разработкой адекватных способов реагирования на них составляют одну из важнейших функций стратегического планирования. Собственно, обращение к данной сфере и делает планирование регионального и городского развития стратегическим - т.е., во-первых, устремленным в перспективу, во-вторых, - комплексным, учитывающим максимально возможное число факторов, способных так или иначе повлиять на состояние города сейчас и в будущем.

Следующим шагом стало исследование современного состояния социально-экономического развития города. В основу анализа был положен инфраструктурный подход, в рамках которого выделен ряд ключевых инфраструктур, и анализ городской системы производился отдельно по каждой из них. На основе полученных результатов были разработаны возможные сценарии (варианты) будущего развития города и проведен их SWOT-анализ (анализ сильных, слабых сторон, угроз и возможностей).

На заключительном этапе создания Стратегического плана был применен подход проектирования развития города в контексте выбранного сценария: формировались идеальные состояния городских инфраструктур и основные мероприятия по их достижению. Для объективности решений привлекался широкий круг экспертов, которые давали профессиональную оценку материалам, подготовленным Группой планирования.

ВАРИАНТЫ (СЦЕНАРИИ) РАЗВИТИЯ

Исходя из того, какие у нас жители, проблемы, ресурсы и возможности, используя метод, предполагающий создание определенного образа будущего и лишь затем инсталляцию этого образа в конкретную историческую действительность, сформировались пять наиболее приемлемых вариантов развития. Само существование образа будущего, каким бы далеким оно на первый взгляд ни казалось, уже, несомненно, воздействует на реальность и обладает поэтому определенной созидающей силой. Образ будущего открывает четкие перспективы и тем самым конвергирует разнонаправленную активность общества. Сообщества не пребывают в смысловой пустоте, напротив, устремлены ко вполне очевидному и привлекательному горизонту.

Процесс работы над вариантами технологизировался в соответствии с принципами SWOT-анализа. Используя этот метод, выявлялись собственные сильные и слабые стороны (внутренняя среда), и определялись возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. Проводилась классификация сильных и слабых сторон на те, которые могут быть наилучшим образом реализованы с учетом имеющихся внешних возможностей, и на те, которые нуждаются в укреплении или перестают быть сильными с учетом внешних угроз. Таким образом, прокладывался маршрут к неким ориентирам (оптимальным приоритетам).

1. Вологда - туристический лубок.

Описание варианта

Вологда - туристический развлекательный центр. Отреставрирован исторический центр, памятники архитектурного зодчества. Развита торгово-сервисная сеть гостиниц, кафе, ресторанов. Работают парки развлечений, открыты пешеходные зоны ("каждый метр приносит доход"). Установлены информационно-справочные стенды на русском и английском языках. Функционируют маршруты с экскурсиями в соседние культурные центры (г. Кириллов, с. Ферапонтово и т.д.). Развита и организована торговля художественными промыслами. Традиционно проводятся фестивали, ярмарки, выставки.

Вывод

Достижимость осуществления данного варианта невысока. Несмотря на имеющиеся предпосылки, существуют серьезные факторы, сдерживающие развитие туризма в Вологде. Это недостаток информации у потенциальных туристов, слабо развитая туристская инфраструктура, низкое качество обслуживания, плохое состояние зданий в исторической части города. Требуются большие инвестиции и финансовые вложения в условиях жесткой конкуренции других городов. Самое главное, в городе отсутствует культура и традиции туристического бизнеса. Но это не означает то, что не имеет смысла заниматься развитием ряда перспективных направлений данного варианта.

2. Наращивание столичных функций.

Концепция варианта основывается на том, что Вологда является административным центром области.

Описание варианта

Вариант предполагает развитие города за счет умножения количества расположенных на его территории государственных организаций и численности их сотрудников. Для этого предполагается сконцентрировать усилия на привлечении в город представительств различных государственных фондов, ассоциаций, служб, агентств, банковских и торговых организаций, за которыми "идут" большие гарантированные деньги, а также негосударственных организаций различной направленности: образовательных, научных, культурных и т.д. Кроме того, необходимо формировать имидж столичного города.

Юридически оставаясь в рамках областного центра, город в условиях роста интеграции регионов может стать столицей Северо-Запада или в тех направлениях, где его позиции традиционно сильны: лесопереработка (Вологда - лесная столица), переработка льна ( Вологда - столица льна), пищевая промышленность ( Вологда - столица масла), образование ( Вологда - столица образования), медицина (Вологда - столица медицины), культура (Вологда - столица библиотек и музеев) и др.

Вывод

Воплощение в жизнь данного варианта развития в условиях нашего города не представляется реальным. Несмотря на имеющиеся предпосылки, существует реальная угроза того, что городу не удастся нарастить дополнительные столичные функции. Причиной этого могут стать различные факторы как внешнего (недостаточное политическое значение города в стране), так и внутреннего (неспособность городского центра вместить крупные учреждения) порядка.

Перспективы превращения Вологды в "столицы" масла, льна, лесопереработки, образования и т.д. более ясны, поскольку основываются на традиционных конкурентных преимуществах города. Однако, здесь следует учитывать на только общероссийскую, но и более глобальную мировую конкуренцию, а на этом фоне позиции города и его потенциал выглядят достаточно скромно.

3. Индустриальный центр.

В рамках такой концепции городского развития роль ключевого элемента возлагается на отрасли промышленности. Вологда имеет высокий производственный потенциал, особенно в таких отраслях, как машиностроение, пищевая промышленность, электроэнергетика, деревообработка и др. В городе имеются неиспользуемые производственные мощности, кадровые ресурсы, источники энергии, необходимой для обеспечения работы практически любого производства; хорошо развита транспортная инфраструктура. Опыт ОАО "СеверСталь", крупнейшего промышленного предприятия области, демонстрирует возможность для производства стать "локомотивом" развития города и даже целого региона. С другой стороны, экономика области оказывается в сильной зависимости от эффективности работы такого производства. Поэтому необходимо создание системы многоотраслевых производств, выпускающих конкурентоспособную и высокотехнологичную продукцию.

Описание варианта

Вариант предполагает строительство на территории города нескольких крупных предприятий. Администрацией города готовятся участки, на которых смогут разместиться производства, проводится поиск потенциальных инвесторов. За счет нового производства происходит значительное увеличение доходной части бюджета, что приводит к стабилизации социальной обстановки, росту экономики и формированию привлекательного инвестиционного облика Вологды.

Вывод

Вероятность реализации данного варианта довольно невелика, что связано с трудностями в привлечении крупных инвестиций. Кроме того, некорректно пытаться возложить основную ответственность за будущее развитие города на жизнестойкость и конкурентоспособность фабрик и заводов, а не на трансформацию режимов и уровней качества жизни города в целом.

4. Как есть, по инерции.

Описание варианта

Данный вариант предполагает сохранение в том же виде системы управления городом и методов регулирования отдельных сфер его жизни. Город развивается так, как подсказывает текущая ситуация, не прикладывая усилий для изменения действительности.

Вывод

Достижимость данного варианта достаточно высока, что обусловлено отсутствием необходимости принимать активные меры, брать на себя ответственность за судьбу города, принимать достаточно рискованные решения. В ситуации острой конкуренции со стороны городов-соседей выбор позиции, основанной на принципе сохранения существующего положения, означает в ближайшем будущем потерю городом своего современного статуса, низкие темпы экономического роста, отсутствие улучшения качества городской среды и низкий уровень жизни горожан. В дальнейшем, при развитии города по данному варианту, повышается вероятность возникновения глубоких экономического и социального кризисов. Произойдет потеря конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности города и, как следствие, отток капиталов в более благоприятные для ведения бизнеса территории. За этим неизбежно последует кризис качества городской среды, выражающийся в ухудшении до критических значений показателей функционирования систем жизнеобеспечения и благоустройства города. Стихийное развитие будет подконтрольно лишь до возникновения первой серьёзной кризисной ситуации, когда не снабженная стабилизирующими механизмами система может получить значительные повреждения. Само существование городской инфраструктуры ставится под угрозу.

5. Комфортная бизнес-зона.

В рамках данного варианта успешное развитие города связывается с понятием "комфортная бизнес-зона". Это понятие обозначает территорию, где созданы такие условия (доступность и качество человеческих ресурсов, специализированного сервиса, возможность для инвестиционной деятельности, предсказуемость и профессионализм политики местных властей, безопасность, четко работающая система социальной защиты, благоустроенность пространства) для долгосрочного развития, чтобы бизнесу было выгодно приходить и развиваться именно здесь.

Описание варианта

Оставшаяся нам в наследство конфигурация городского устройства не способна адекватно и оперативно реагировать на новые экономические вызовы и в обозримой перспективе может столкнуться с угрозой дисбалансов, которые дополнятся и усложнятся тенденциями ХХI века и прессингом конкуренции. Наш мир стал другим и продолжает стремительно меняться. Причем, векторы этих изменений не всегда положительные. В такой ситуации единственным условием поступательного развития является единение всех здравомыслящих сил города. Мы живем (и будем жить) в многополюсном мире, что само по себе предполагает соперничество и конкуренцию во многих сферах. Но нельзя не замечать, что вызовы, стоящие перед городом, крайне серьезны, а преодолеть их можно только совместными усилиями.

Необходимо реформировать и сбалансировать городские процессы жизнедеятельности с учетом понимания и уважения потребностей городского сообщества, заинтересованного в улучшении жизненной среды и в экономическом развитии города; бизнеса, заинтересованного в привлекательной среде для успешных операций и получения прибыли; и власти, заинтересованной в доверии городского сообщества к их действиям и укреплении городского бюджета. Механизмом реализации такого варианта должна служить идея городского партнерства, основанного на принципах интеграции ресурсов, уважения целей партнеров и взаимной ответственности. Таким образом, должен появиться новый способ стимулирования городского развития - партнерский проект, в котором будут участвовать несколько заинтересованных сторон, и решения будут приниматься на основе согласия для достижения поставленных долгосрочных городских целей.

Вывод

Хотя основные ресурсы для реализации варианта имеются, он является одним из наиболее сложных, так как большинство представителей городского сообщества, хотя и солидарны в желании жить лучше, предпринимают недостаточно усилий для достижения этой цели. Существует опасность конкуренции со стороны других городов, уже продвинувшихся в воплощении подобных идей. Неоспоримым преимуществом сценария является то, что он не предполагает чрезмерной концентрации ресурсов на одном определенном направлении (строительстве, производстве, туризме и т.д.). Вместе с тем, вариант предусматривает возможность реализации ряда эффективных идей, рассмотренных в предыдущих вариантах.

ВЫБОР ВАРИАНТА РАЗВИТИЯ

26-28 марта 2004 года в Вологде состоялось проектное совещание "Вологда 2020", на котором обсуждался стратегический план развития города. Его целью была презентация представителям городской общественности рассмотренных выше вариантов развития города, а также их SWOT-анализ. Участниками совещания стали представители областных и городских властей, бизнеса, бюджетной сферы, культуры, науки. Несмотря на имеющиеся разногласия и собственное мнение людей-профессионалов, каждого в своей сфере объединяло одно, а именно - стремление сделать что-то для города. В течение трех дней проходили дискуссии, мозговые штурмы. В ходе обсуждений отрабатывались основные представленные сценарные условия развития отраслей экономики области с учетом меняющейся политической и социально- экономической ситуации, с учетом того, к чему готов сам город и его жители, какие у нас проблемы, ресурсы и возможности. Интенсивная работа по группам, ориентированным на решение конкретных проблем экономического, политического характера, человеческого потенциала, пространственного освоения города, позволила участникам приблизиться к выработке общих взглядов на стратегию Вологды и в результате выбрать и утвердить приоритетный вариант будущих совместных действий согласно идеологии и видению сценария "Вологда - комфортная бизнес-зона". Результатом совещания стало подписание меморандума о необходимости реализации проекта "Стратегический план развития города Вологды" на основе интеграции ресурсов, совместных интересов и взаимной ответственности.

Еще одним результатом этого совещания стало то, что, несмотря на определение приоритетного сценария, было высказано и одобрено мнение о том, что не следует отказываться от реализации ряда идей, изложенных в других вариантах. Тем более, что их реализация будет способствовать диверсификации городской экономики, которая является одним из условий успешного экономического развития.

СОСТОЯНИЕ ГОРОДСКИХ ИНФРАСТРУКТУР

Как было сказано выше, в основу анализа уровня социально-экономического развития города был положен инфраструктурный подход. Суть такого подхода заключается в изучении сложных объектов, в данном случае городской системы, через исследование его составляющих частей, городских инфраструктур и их внутренних и внешних взаимодействий, которые образуют единство, обеспечивающее эффективную жизнедеятельность города. В ходе проведения анализа было описано современное состояние следующих инфраструктур.

После выбора приоритетного варианта Группой планирования была проведена работа по определению направления развития каждой из городских инфраструктур. Результатом этого этапа работы стала разработка раздела "Идеальное состояние инфраструктур в контексте выбранного сценария". В этом разделе описывалось не только то идеальное состояние, к которому необходимо прийти в ходе реализации выбранного варианта, но и основные мероприятия по его достижению, в рамках которых был предложен ряд конкретных проектов. На этом этапе специалисты Группы планирования вели активное консультирование с экспертами по вопросам развития инфраструктур с целью получить профессиональную оценку и провести корректировку подготавливаемых материалов.

1. Административная инфраструктура:

Административная инфраструктура сложилась, об этом можно сказать с уверенностью. Другое дело, что в данной системе пока еще много беспорядка. Безусловно, элементы системы крепко "стоят на ногах", но вот "нити", связывающие их, аморфны, хаотичны и запутанны. В условиях административной реформы, когда полномочия и компетенция, ответственность за свои действия органов власти различных уровней постоянно корректируется, сложно проводить анализ и делать какие-либо выводы. Да, в нашем городе отсутствует конфликт власти, но отсутствует и ее совместная работа с бизнес сообществом и гражданским обществом, нет общих проектов, нет общих предложений, нет общего видения будущего города. Каждая из сторон продолжает жить своей жизнью: существующая административная инфраструктура - своей, модели предполагаемого будущего каждого из сообществ - своей, и связи между ними практически нет. Поэтому "соль" в том, чтобы организовать процесс взаимодействия и координации развития города взаимным интересом власти, общества и бизнеса на основе единения ресурсов, проработки и запуска совместных проектов и программ по благоустройству и модернизации городской среды, что позволит свести к минимуму влияние случайных факторов, в том числе и человеческого.

2. Транспортная инфраструктура:

Основная цель функционирования транспортной инфраструктуры - обеспечение безопасности, оперативности и комфорта передвижения в условиях постоянно увеличивающейся нагрузки автотранспорта на внутригородскую сеть и развития железнодорожных потоков. Несмотря на то, что Вологда занимает крайне выгодное географическое положение, его преимущества практически не используются: в городе, например, не сложился мультимодальный узел, обеспечивающий погрузочно-разгрузочные операции между всеми доступными видами транспорта, что могло бы дать импульс развитию не только инфраструктуры, но и всего города. Обеспечение качественного транспортного режима и сопутствующего ему сервиса является важнейшей задачей в развитии всех отраслей и уровня жизни горожан, но существует ряд проблем, затрудняющих получение максимальной прибыли от данной инфраструктуры: город не отвечает современным требованиям, предъявляемым к крупным транспортным узлам; отсутствует складской комплекс - терминал, предусматривающий возможности хранения грузов с требованиями определенных температурных и влажностных режимов, оснащенный различными службами, услугами по сортировке, экспертизе и т.д.; существующая дорожная сеть не справляется с растущим количеством автомобилей и требует модернизации и наличия транспортных коридоров; не хватает современных паркингов; необходим ремонт дорожного полотна и тротуаров, завершение строительства кольцевой магистрали; создание пешеходной зоны в центральной исторической части города, а также строение красивой городской набережной.

3. Финансовая: инфраструктура

В настоящее время, несмотря на наличие реальных активов в финансовом секторе, приходится констатировать, что внутренние взаимосвязи представителей этих отношений не имеют долгосрочной основы. Практически отсутствуют совместно реализуемые городские инвестиционные проекты, не осуществляется венчурное кредитование, не сложились финансовые консорциумы, кредитные бюро и т.п. Можно говорить лишь о зарождении инфраструктуры, поскольку развиваются только ее отдельные субъекты. Вместе с тем, потенциал и предпосылки для взаимного партнерства и сотрудничества значительны, поэтому необходимо создавать условия для их проявления и развития.

4. Инфраструктура торговли и услуг:

В последние годы в инфраструктуре торговли и услуг произошли кардинальные изменения. Существует тенденция активного развития торгово-посреднической деятельности и предоставления населению различных услуг. Однако рынок качественного, оптимально продуманного предложения в этой сфере не насыщен и ждет конкретных адекватных решений, поэтому необходимо дальнейшее стимулирование и создание условий для ведения бизнеса.

В настоящее время кардинальным образом поменялось соотношение между промышленностью и торговлей и услугами. На мировом рынке в структуре ВВП доля торговли и услуг составляет около 50%, в Вологодской области - 8,3%. Очевидно, что в обозримом будущем достижение такого мирового соотношения маловероятно. Однако было бы наивным полагать, что Россия и ее города пойдут своим "особым" путем и мировые нормы здесь невозможны в принципе. Разница в уровне развития между нами составляет несколько десятков лет. Но это отставание при определенных условиях может быть преодолено в короткие сроки. Россия быстро трансформировалась в нацию, открытую для цивилизованных благ, и, кроме того, существует национальный менталитет со специфической традицией текущего потребления, что почти всегда гарантирует адекватное применение свободных денежных средств. По городу прирост остатков вкладов населения составляет около 40%, а это уже говорит об отложенном спросе, т.к. нет предложений. Нам просто негде капитализировать свое свободное время. Важнейшие подвижки в этом направлении должны происходить в проявлении определенного конформизма властей и бизнеса.

Фактически ставится задача обеспечения высоких стандартов в услугах и торговле путем реализации серии проектов. Все эти проекты из-за своеобразного комплексного подхода не под силу реализовать в рамках отдельного бизнеса, отрасли или бюджета. Необходима система "связывающих решений" инвестиционного и властного характера, профессионального и оперативного, в рамках заявленных стратегических ориентиров, опирающихся на транспортно-коммуникационное развитие города, на повышение роли логистики, на осмысленное градопланировочное регулирование и т.д.

5. Инженерная инфраструктура:

Состояние инженерной инфраструктуры и качество предоставляемых ею услуг можно охарактеризовать как предкризисное. Несмотря на то, что финансирование ЖКХ составляет более трети расходов бюджета города, потребность в финансовых ресурсах по оценкам экспертов удовлетворяется только на 50%. Более половины жилого фонда имеет среднюю или высокую степень износа. Вследствие дефицита средств, плановые предупредительные ремонтные работы в ЖКХ почти полностью заменились восстановительными мероприятиями. Но существуют и позитивные моменты. Газоснабжение города обеспечивается практически без срывов, хотя схема газоснабжения требует переработки и уточнения. Многолетний опыт предприятий, осуществляющих электроснабжение города, позволяет бесперебойно обеспечивать электроэнергией горожан. Сегодняшняя модель хозяйства не может предоставить не только качественные услуги по адекватным ценам, но и безопасность граждан, несмотря на колоссальные расходы, направляемые на эти цели. Перелом разрушительных тенденций возможен только путем реорганизации механизмов обеспечения услуг и доступа бизнеса к его объектам.

6. Инфраструктура строительства:

Маркетинговые исследования показывают, что инфраструктура строительства имеет значительный запас для роста и является перспективным и высокодоходным направлением бизнеса. Однако, с 1990 года количество вводимого жилья снизилось в 2 раза, и имеющийся потенциал используется не в полной мере. Необходимо развитие системы ипотечного жилищного кредитования, создание доступной базы данных, содержащей информацию о правовом статусе земельных участков. К строительным проектам и компаниям должны предъявляться следующие основные требования: здания должны строиться с учетом самых современных инженерных и проектных решений; объекты должны быть эстетически красивы; должен функционировать механизм, делающий экономически невыгодным затягивание сроков или замораживание строительства на отведенном участке.

В формировании облика города необходимо использовать ряд, казалось бы совершенно самостоятельных, но реализующих способ участия в одной цели мероприятий: подсветку зданий в ночное время; реставрацию старых и строительство новых малых архитектурных форм (памятников, скульптурных групп, фонтанов, часовен, беседок и др.); рекультивацию загрязненных территорий и возведение зеленых насаждений.

Именно данная инфраструктура в большей степени отвечает за комфортность и благоустроенность города, поэтому должна отвечать современным технологиям, требованиям дизайна, культурно-историческим особенностям и архитектурным вызовам нового времени, а также высоким стандартам по качеству и срокам.

7. Производственная инфраструктура:

Исторически в Вологде возникли предприятия машиностроения, пищевой промышленности и лесного комплекса. Но в целом инфраструктура характеризуется ежегодным сокращением темпов роста объемов производства, которое сопровождается появлением все новых и новых проблем. За последние 10-15 лет произошла относительная потеря городом позиций промышленного центра. Удельный вес убыточных предприятий в 2003 году составил 30-40%. Необходимо новое качество менеджмента и конкурентоспособности промышленной инфраструктуры, особенно с учетом предстоящего вступления России в ВТО.

8. Инфраструктура информационных коммуникаций:

Наблюдается стремительное развитие инфраструктуры информационных коммуникаций, что в первую очередь объясняется наличием стабильного спроса на услуги, предоставляемые данной инфраструктурой. Потребности города в средствах коммуникации и коммуникационных каналах удовлетворены в достаточной мере, однако существует проблема "информационного голода" и отсутствия единого интегрированного информационного пространства. Создание информационной городской системы "Web-портал города Вологды" на основе принципа ссылок позволит взаимосвязывать, объединять сайты различных городских структур, необходимых для работы и отдыха воложан.

Постоянный технический прогресс, переход человечества к информационному сообществу, где наряду с основными ценностями в большей степени будет информация, новые знания обеспечит поиск новых способностей к их быстрому аккумулированию и использованию. Используя преимущества развитой сети информационных коммуникаций города, будет осуществлен качественный скачок в развитии бизнес процессов.

9. Инфраструктура культуры:

Вологда является культурным центром области, и ее богатое культурно-историческое наследие традиционно стимулирует развитие данной инфраструктуры. Большое количество памятников архитектуры и истории, образовательных учреждений, единая централизованная система библиотек, проводимые фестивали и выставки-ярмарки уже сегодня оказывают значительное влияние на формирование личности жителя. В то же время, базируясь на развитых культурных традициях, необходимо развитие актуальных современных явлений, способствующих росту творческих сил, нравственности, патриотизма и положительному эмоционально-психологическому состоянию. Важнейшим фактором развития инфраструктуры является реализация взаимовыгодных, улучшающих уровень социально-культурного образования горожан проектных инициатив с участием частного бизнеса и власти.

10. Инфраструктура здравоохранения:

Как и в целом по стране, система здравоохранения в нашем городе имеет большое количество проблем, требующих немедленного разрешения, но ввиду нехватки финансовых средств так и остающихся нерешенными. В результате здоровье го

placeplus.ru 2008-2012